Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. На сегодняшний день в школу приходят дети уже с рядом заболеваний, т.е с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие психических и соматических заболеваний. В наших школах около 30% детей имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. Более половины первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. Около 8% школьников не усваивают материал начальной школы, а 30% переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Среди учащихся средних классов 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% - относятся к так называемой группе риска. С каждым годом увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами. И таким детям нужна помощь.
В традиционном понимании специальная психология – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением динамики, закономерностей и механизмов психического развития лиц в условиях психофизической депривации (от лат. deprivatio – лишение), вызванной органическими и (или) функциональными нарушениями слуха, зрения, речи, двигательной сферы, эмоциональной сферы, поведения, интеллекта, прогнозированием их индивидуального развития, а также определением психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Объект исследования - специальная психологическая помощь.
Предмет исследования - концепция специальной психологической помощи
Цель исследования - изучить современную концепцию специальной психологической помощи.
Задачи работы:
изучить понятие специальной психологии;
раскрыть основу и цель специальной психологии;
представить структуру специальной психологии;
рассмотреть основы современной концепции специальной психологической помощи;
охарактеризовать модели специальной психологической помощи;
изучить основателей современной Концепции специальной психологической помощи;
охарактеризовать деятельность специального психолога.
Методом исследования является теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Понятие и сущность специальной психологической помощи
1.1. Понятие специальной психологии
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. На основе концепций возникают научные теории.
Теория (греч. theoría, от theoréo – рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности – объекта данной теории. В основе теории находится идеализированный объект – теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций [12, с. 42].
Ценность теории, прежде всего в том, что, объясняя явления, она дает возможность предсказывать развитие событий в данной области и предоставляет инструменты для творческого управления действительностью. Для психологии это значит описание направлений и способов решения психологических проблем отдельных людей и общества в целом. Здоровье детей ухудшилось по ряду причин, вот лишь некоторые, это: состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье. Проблема здоровья особенно актуальна в настоящее время, потому, что образование повернулось к индивидуальной личности.
И ребенок должен, не зависимо от уровня здоровья, соответствовать, предъявляемым требованием. Врачи утверждают, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физическом и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболеваниями, которые, по имеющимся данным, выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития.
Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике. Появились и используются термины «дети с особыми потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др. [20, с. 55].
Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей, особенно в раннем возрасте, когда такая поддержка является чрезвычайно важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обусловливает создание службы специальной психологической помощи, которая в отличие от службы практической психологии будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии. Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты.
Необходимость совершенствования службы специальной психологической помощи определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи, с одной стороны, и недостаточным количеством квалифицированных специалистов в этой области, способных оказывать необходимую психологическую помощь, с другой стороны.
Отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, отсутствие правовых и финансовых основ деятельности таких специалистов в рамках психологической службы России и единой политики государства в данной области, а также недостаточное развитие системы подготовки и повышения квалификации указанных специалистов для работы в таких службах значительно снижают эффективность оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии и не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц. В этом контексте разработка современного концептуального подхода по оказанию специальной психологической помощи обретает приоритетное значение. Под концепцией специальной психологической помощи понимается системный подход, позволяющий оказать этим лицам комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию [2, с. 49].
Преодолев множество этапов развития, человечество живет в эпоху гуманизма, которая также выражается в лояльности к инвалидам и людям, имеющим различные недостатки. Для того чтобы они не были изолированы, а чувствовали себя полноценными гражданами в современном обществе, прилагается много усилий. Нормальной адаптации таких людей к жизни в обществе, начиная с детского возраста, во многом способствовала такая наука, как специальная психология.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. - 272 c.
2. Глуханюк, Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк. - М.: Academia, 2020. - 608 c.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2018. - 176 c.
5. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 480 c.
6. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 336 c.
7. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
8. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 182 c.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
10. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том i. введение в психологию: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 726 c.
11. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 261 c.
12. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 3. воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 224 c.
13. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 223 c.
14. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 739 c.
15. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 302 c.
16. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 524 c.
17. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
18. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - РнД: Феникс, 2021. - 128 c.
19. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 411 c.
20. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.